Железнодорожный. Новости.

Яндекс.Погода

суббота, 23 сентября

ясно+15 °C

Онлайн трансляция

«Человек, который думает сердцем»

24 авг. 2016 г., 10:05

Просмотры: 315


Поисковая работа краеведческого музея Железнодорожного не останавливается. С каждым днём мы находим новые интересные факты из жизни известных людей, которые когда-либо имели отношение к нашему городу.

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат Льву Николаевичу Толстому и написаны в 1909 году в предисловии к альбому «Русские мужики. Картины художника Н. Орлова». Толстой писал: «Орлов – мой любимый художник, потому что предмет его картин – мой любимый предмет. Предмет этот – русский народ, настоящий русский мужицкий народ».

Творческий путь Николая Васильевича Орлова, автора многих картин из жизни дореволюционного крестьянства, почти не освещён в искусствоведческой литературе. Мы решили рассказать об этом удивительном и талантливом человеке в связи с тем, что художник какое-то время жил в Обираловке, где жила его свояченица.

В музее Льва Толстого на Пречистенке нам удалось найти письмо Н.В. Орлова Толстому, датированное 14 апреля 1904 года: «…я не мог работать картину, уехал к сестре жены в Обираловку по Нижегородской дороге и там всеми неправдами докончил свою картину. Вот мой адрес… Всегдашний же так: по Нижегородской жел. дор. станция Обираловка. Надежде Валентиновне Ивановой передать Николаю Васильевичу Орлову. Это моя свояченица, она всегда, где бы я ни был, мне письма передаст» (ф.1. №174/80-4).

 

На пути к искусству

Николай Васильевич Орлов родился 26 апреля 1863 года в селе Буйцы Епифановского уезда Тульской губернии в семье безземельного крестьянина. Отец его рано умер, оставив без средств жену с двумя малолетними детьми. С ранних лет мальчик чутко воспринимал окружающее, видел вопиющую нужду крестьян, несправедливость и жестокость, что впоследствии оказало влияние на его творчество.

В 1882 году Орлов успешно сдаёт вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится личное дело ученика Орлова Н.В., в котором сохранилось прошение будущего художника об освобождении его от оплаты из-за отсутствия средств. «Не имея возможности внести плату за вторую половину года, всепокорнейше прошу преподавателей ходатайствовать пред Советом Общества об избавлении меня от платы. Науки я окончил, имею малую серебряную медаль и допущен к конкурсу на большую серебряную медаль. Николай Орлов. 1885 года, февраль 1 дня» (РГАЛИ. Ф.680. Оп 2. Ед. хр. 287).

Годы детства и юности, проведённые Орловым в деревне, где царили нищета и беззаконие, определили выбор сюжетов его картин. В 1892 году он получил серебряную медаль классного художника за картину «Умирающая». В 1894 году на 22-й передвижной выставке в Петербурге Лев Николаевич Толстой был искренне растроган этой картиной Орлова. Он изъявил желание встретиться и познакомиться с автором.

 

Художник Орлов

После окончания училища Н.В. Орлов мечтал всецело отдаться искусству, но задача материально обеспечить семью (в 1887 году, ещё во время учёбы в училище, Орлов женился на В.В. Котельниковой) вынуждала художника заниматься чуждой по духу работой и отвлекала от творчества. Орлов переселяется с семьёй в село Кулешово Калужской губернии, продолжает работать над рядом картин крестьянской тематики. Ежегодно он участвует в передвижных выставках. Его полотна приобретаются известными собирателями – М.Т. Соловьёвым, И.Е. Цветковым и другими, две картины приобрёл П.М. Третьяков. Пресса отмечала совершенную новизну сюжета картины «Возвращение со службы», рисующей невыносимые условия жизни русской женщины-крестьянки, а также сильное впечатление, которое она производила на зрителей. По поводу картины «Подати», или «С работы», одухотворённый, пишет жене Валентине Валентиновне: «Приехали москвичи, восторгаются моей картиной… Картину мою приняли и всеми голосами». Однако «раскупаются картины плохо… берут больше цветочки и весёленькие пейзажики… Давай им весёлые вещи, не понимают цели искусства», – пишет Орлов домой. Спустя какое-то время картину «Подати» купил П.М.Третьяков для своей галереи, где она и сейчас находится в постоянной экспозиции.

Ещё об одной картине Орлова, «Проводы переселенцев», писал издатель «Русской мысли» М.И. Ремезов: «…все лица, все движения вполне типичны и ясно говорят зрителю, какая жестокая нужда гонит пахаря с родной полосы на чужую далёкую сторону…» Картина «Проводы переселенцев» была в 1897 году продана в Москве фабриканту С.И. Прохорову для его собрания. В настоящее время находится в музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

 

Дружба с Толстым

Л.Н. Толстой очень тепло относился к Николаю Васильевичу до конца его жизни. Об этом свидетельствуют множество писем, которые он писал художнику. Орлов же в своих письмах обращался к Толстому «дорогой мой друг». Вот строки одного из писем: «жму дружески Вашу руку, желаю Вам здоровья, чтобы вновь увидеть Вас, это пока самое главное моё желание. Вас глубоко любящий Николай Орлов» (архив музея Л.Н. Толстого. Ф.1. №174/80-3).

Живя и работая в течение нескольких лет в селе, вдали от центра культурной жизни, Орлов, ощущая оторванность от друзей-художников, принимает решение о переезде в Москву. Поздней осенью, в ноябре 1898 года, Николай Васильевич переехал со своей семьёй в Обираловку. Во время переезда в дождливую и холодную погоду он простудился, тяжело заболел и не мог сразу приступить к работе. И лишь через год, оправившись от болезни, смог уехать в село Ржавцы Калужской губернии и приняться за работу над картиной «Попалась», начатой ещё в 1898 году. По сюжету картины, становой уличает вдову в незаконной торговле водкой. По поводу этой картины Орлов в письме к Л.Н. Толстому писал: «Все так называемые образованные люди мне говорят, что протестовать в данном случае может только человек культуры, а я говорю, что протестовать может и мужик».

С выставки картина не продалась. Толстой хотел помочь художнику и предложил его работу коллекционеру Солдатенкову, но тот ответил, что картина не подходит ему по содержанию. Испытывая большие материальные затруднения, Орлов продаёт полотно владельцу картинной галереи в Берлине Ю.Блоку. Так картина «Попалась» была увезена в Германию. Об этом Орлов писал Толстому в 1901 году: «…и когда уже собирался уезжать, то совершенно случайно встретил приехавшего в это время из-за границы Юлия Ивановича Блока, он не успел побывать на нашей выставке, но пожелал видеть мою картину, я ему показал, и он и выторговал, но не жестоко. У меня буквально не было и рубля… но был долг, который меня странно мучил, какова же была моя радость и благодарность Юлию Ивановичу… Ну до свидания, прошу, не судите меня строго, ибо плохой я грамотей, что умею так беззаветно любить. Любящий Вас Н.Орлов. …Пробуду здесь я три недели, а после по Нижегородской жел. дороге платформа Кучино, дача Гарланова».

В 1908 – 1910 годах происходит дальнейшее сближение Орлова с Л.Н. Толстым. Неоднократно бывая в Ясной Поляне, Орлов встречался с писателем, беседовал с ним. В 1908 году художник писал жене: «Лев Николаевич мне очень рад, расцеловался со мной и чуть-чуть не прослезился» (архив семьи художника).

 

Горький и Орлов

В 1903 году художник познакомился с писателем Максимом Горьким. Алексей Максимович был восхищён картиной Орлова «Освятили», подолгу сидел перед ней, повторяя: «Да, ну и картинища!» Горький решил приобрести эту картину для Нижегородского народного дома. Но вследствие его личных материальных затруднений, он не смог помочь художнику. А картину ждала печальная судьба. Прожжённый делец Гринвальдт пообещал Орлову, что на выставке в Сен-Луи в Америке картина обязательно будет продана. Бедственное материальное положение вынудило художника передать картину Гринвальдту, который сразу исчез. Став жертвой аферы, Орлов не получил назад ни картины, ни денег. В 1912 году американский консул в России сообщил, что картина Орлова была продана подставным лицом за 39 тысяч долларов, на русские деньги – 77 тысяч рублей. Такова была участь одного из лучших произведений Николая Васильевича Орлова.

 

Учитель в женской гимназии

В 1914 году Орлов наконец оставил вечную погоню за случайными заработками, получив место учителя рисования в Липецкой женской гимназии. Здесь он встретил революцию. Орлов занимается художественным оформлением демонстраций, работает над плакатами, пишет для Липецкого народного дома большой портрет Ленина во весь рост на фоне разгорающегося пламени мировой революции.

Николай Васильевич создал эскизы картин о работе продотрядов по изъятию хлеба у кулаков. Все эскизы погибли в 1922 году на Кубани. В марте 20-го года Орлов едет в Москву, где ему, как рассказывал он сам, удалось через В.Д. Бонч-Бруевича побывать на приёме у В.И. Ленина и получить разрешение на организацию сельскохозяйственной артели. Уже потом, на Кубани, под идейным руководством Орлова организуется сельскохозяйственная артель, которую возглавил его сын Дмитрий. Просуществовала сельхозартель недолго. 1 августа 1922 года были захвачены в поле кулаками и уничтожены трое детей художника: Дмитрий, председатель артели, и две дочери, Софья и Елена, члены артели. После этой трагедии Орлов так и не сумел оправиться. Он скончался в Москве 5 августа 1924 года.

Наталья ПИЖЕВСКАЯ,

научный сотрудник краеведческого музея Железнодорожного